Наши проекты

Учись учиться


Деловые люди не сомневаются в необходимости постоянно учиться. Считается, что в современном бизнесе период «полураспада компетенции» (срок, за который устаревает 50% необходимых знаний и навыков) составляет около 5 лет. Как сделать так, чтобы финансовые и временные затраты на обучение были не пустыми тратами, а эффективными вложениями?

Важно правильно выбрать учебную программу. Не стоит слишком полагаться на советы знакомых и рейтинги. Лучше самому познакомиться с учебными планами и программами, изучить резюме преподавателей, по возможности посетить презентацию, где вы сможете увидеть стиль работы преподавателей и задать им вопросы. Но даже самый талантливый преподаватель не сможет «вложить» вам в голову свои знания и умения, если вы не проявите встречной активности. Обучение – процесс взаимный. К тому же любая программа изначально рассчитана на достаточно широкий круг запросов, хорошие преподаватели уже в процессе обучения гибко реагируют на интерес конкретной аудитории, и именно от вашей активности зависит, в какой степени будут учтены ваши личные интересы. Не стесняйтесь задавать вопросы, предлагать свои темы для обсуждения, реальные ситуации из вашего бизнеса для деловых игр и т.п.

Как и в любом деле, следует начать с постановки целей. Зачем вам нужна учеба, какие задачи вы хотите решить с ее помощью? Материал усваивается легче, когда предварительно к нему сформулированы конкретные вопросы. Обычно говорят, что во время учебы мы получаем новые знания, умения и навыки. Но часто они ложатся мертвым грузом. Важно научиться применять их в своей деятельности, то есть научиться действовать «со знанием дела», а не только на основе опыта, здравого смысла и чужих советов. Фактически, основная цель – научиться научно мыслить при решении повседневных задач. Старайтесь вынести из учебной аудитории не просто список ценных советов, а понимание общих принципов, закономерностей, из которых вы сами сможете логически вывести советы для каждой конкретной ситуации.

Процесс достижения цели всегда сопровождается какими-то потерями. По каким причинам происходят потери изученного материала? Во-первых, что-то из услышанного или прочитанного остается непонятым. Обязательно нужно выяснять все, что вам не понятно. Большинство преподавателей с уважением относятся к вопросам, они помогают им ориентироваться в том, как аудитория воспринимает материал. Полезно вести записи во время занятий. Диктофон здесь – скорее, помеха, чем помощник. У человека есть иллюзия, что с помощью диктофона он сохраняет полную информацию, и, расслабляясь, не проделывает такую активную мыслительную работу, как при самостоятельной записи, когда нужно кратко переформулировать услышанное, обобщить. Вопросы возникают уже при прослушивании диктофона, а задавать их некому.

Что-то из понятого материала сразу же забывается. Хорошо запоминается то, что ассоциируется с чем-то из ранее известного, что вызывает эмоции, о чем продолжаем думать. Старайтесь сразу же мысленно «встраивать» новые знания в систему уже имеющихся, находить взаимосвязи, продумывать перспективы практического применения. Наши знания можно сравнить с детской мозаикой. Попробуйте запомнить каждую отдельную деталь большой мозаики! А всю картинку в целом запомнить не составит труда.

Если вы решили, что информация для вас полезна, постарайтесь не откладывать ее внедрение в практику надолго. В крайнем случае, подробно запишите свои мысли и планы по этому поводу.

Бывает и так, что человек, пройдя обучение, может подробно рассказать, что и как нужно делать, но не может этого сделать, то есть не умеет применять знания в реальных жизненных ситуациях. Поэтому полезно выбирать такие учебные программы, где не только излагается теория, но и отрабатываются практические навыки или хотя бы обсуждаются способы применения получаемой информации. Используйте возможности общения со своими соучениками, их опыт может оказаться полезным для вас.

Обучение за границей, как правило, сопровождается феноменом «культурного шока», который проявляется в нервном напряжении и дискомфорте, возникающих из-за того, что наши социальные навыки в условиях новой культуры становятся неадекватными и бесполезными. Адаптация к новой культуре проходит три основных стадии: сначала это эйфория и оптимизм, затем наступает период фрустрации и депрессии, постепенно сменяющийся чувством адекватности и удовлетворения. Продолжительность этапов зависит от многих причин, личностных и ситуационных. В кратковременных поездках большинство людей проживают только первый этап столкновения с новой культурой, а более длительное пребывание связано с переходом ко второму, весьма неприятному этапу. Чтобы сократить продолжительность и снизить напряженность этого этапа, нужно активнее знакомиться с новой культурой, стараться быстрее усвоить ее нормы и ценности. Для этого полезно как можно больше общаться с местными жителями, не пренебрегать культурными мероприятиями, которые обычно организуются в рамках учебных программ. Нужно заранее правильно себя настроить на перемены: быть более гибким, терпимым, открытым ко всему новому. К происходящему с вами в чужой стране желательно относиться с любопытством, проявлять терпение, если ситуации, с которыми вы раньше справлялись автоматически, требуют дополнительных усилий и внимания. Адаптацию порой затрудняют неверные предварительные ожидания. Реальнее смотрите на мир, чтобы избежать разочарований. Будьте готовы на время изменить свои привычки и вкусы. Это не только облегчит пребывание в чужой стране, но и будет способствовать дальнейшему развитию вашей личности, гибкости мышления.

Елена ЧЕБОТАРЕВА
преподаватель кафедры РУДН