Наши проекты

«Развитие гостиниц – одна из приоритетных задач города»


Во время семинара нашему корреспонденту удалось побеседовать с первым заместителем председателя Комитета по внешнеэкономической деятельности г. Москвы Борисом Васильевичем Аверьяновым на одну из самых насущных тем отрасли – о реализации генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года.
– Борис Васильевич, какие цели и задачи у генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года?
– Генеральная схема – это результат деятельности многих подразделений столичного правительства. Она создана на основе Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года, определившего в свое время все направления развития нашего города. Недавно аила одобрена Концепция развития Москвы на период до 2025 года. Правительством Москвы неоднократно рассматривалась ситуация с гостинично–туристской отраслью, сейчас это направление стало одним из приоритетных для города. В Москве на 01.01.2007насчитывалось 203 предприятия гостиничной индустрии, много это или мало? По сравнению с тем, что было, количество растет. В Генеральной схеме указаны адреса, где в дальнейшем будут созданы гостиничные комплексы, применительно к административным округам Москвы. Первый вариант схемы содержал чуть более 200 площадок, в этом году после ее доработки при участии префектур, Москомархитектуры и других структур определен уже перечень площадок по, более чем, 360 адресам. Это создает условия для расширения гостиничного комплекса в городе до180– 200 тыс. мест к 2010 году.
– В гостиницах какого уровня сохраняется наибольшая потребность в Москве?
– Многие считают, что у нас не хватает трех-звездных, в первую очередь это мнение туроператоров. Но, по статистике, у нас примерно пропорциональное соотношение количества гостиниц пяти-звездных и трех-звездных (эконом–класса). Конечно, если ориентироваться на столичные мегаполисы за рубежом и сравнивать Лондон или Париж с Москвой, безусловно, у нас не хватает и тех и других отелен. Нам еще строить и строить, но там и туристские потоки значительно больше. В Москве постоянно проводится серьезная работа по привлечению туристов. Гостиничное хозяйство и туризм неотделимы друг от друга: материальная база развития туризма зависит от развития гостиничной индустрии, а потребность в гостиничных местах определяется туристским потоком, прибывающим в Москву. В силу ряда причин столичные гостиницы пока не могут обслужить его полностью. И чтобы эти темпы возросли, разработали Генеральную схему размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года.
– Насколько реально, что гостиницы будут построены по адресам, указанным в Генеральной схеме?
– Одно из главных достоинств схемы то, что адреса, предназначенные под строительство гостиничных объектов, будут использованы только по целевому назначению, причем у половины объектов поданным адресам уже есть хозяева с правом долгосрочной аренды или правом собственности на обозначенные строения. Есть объекты в предпроектной стадии или в процессе подготовки проекта для получения разрешения на строительство. Имеются участки, которые определены как места перспективного развития. Это отдельные промышленные территории и участки в административных округах, предназначенные для дальнейшего развитии, там идет глубокая предварительная проработка. В ходе детальной планировки будут указаны экономические параметры, нужные для строительства гостиничных комплексов по этим адресам, например, в Кунцево или некоторых других районах. Затем эти объекты выставят на конкурс. Другое конкурсное направление – это когда площадка определена, а город в лице столичного правительства, департаментов экономической политики н градостроительства заказывает Москомархитектуре разработку предпроектной документации, а потом предлагает ее на конкурс инвесторов. Сегодня часть объектов уже подготовлена, и в этом году мы получим еще не менее десяти подобных объектов.
– Каким образом Правительство Москвы координирует привлечение инвестиций в гостиничную индустрию?
– Это непростой вопрос, условно говоря, инвестиционные проекты можно разделить на несколько групп.
Первая – это инвестиции в действующие объекты гостиничного хозяйства. По правилам, сначала идет приватизация объекта, потом акционирование, доля города продается на аукционе, в качестве примера привел варианты продажи гостиниц на аукционе с учетом доли города: «Украина» (100%1), «Балчуг» (69%). А дальше уже инвестор, покупающий объект, решает, провести ли полную реконструкцию, частичную или только ремонт. В гостинице «Украина» до продажи было много всего сделано, но, чтобы довести ее до определенного уровня качества, оставалось еще заменить инженерные сети, отделку, то есть все то, что морально устарело. Безусловно, потребовались бы крупные инвестиции, поэтому город за подобные задачи предпочитает не браться и деньги свои не вкладывать, предполагая решать их за счет инвесторов.
Вторая группа включает в себя перечень гостиничных объектов, которые надо построить заново. Раньше город создавал условия для таких инвесторов, чтобы на основе контракта реализовывать подобные проекты. Он в качестве своей доли «вносил землю» – право пользования землей, а взамен получал часть собственности во вновь построенном объекте. Один из таких законченных объектов – гостиница «Петр Первый» на Неглинке. Инвесторы, в свою очередь, должны частично компенсировать городу затраты «в натуральном эквиваленте», допустим из 100 номеров 30 отдать ему, но это не совсем удобно. Лучше, чтобы инвестор выкупал долю города, хотя и по длительной процедуре, но до момента завершения строительства. Столичным правительством рассмотрено предложение, когда город не участвует в инвестиционном проекте, а продает на конкурсе или аукционе право реализовать тот или иной проект организаторам строительства на основе выкупа права аренды земли на длительный период.
Город осуществляет координирующие функции на самом начальном этапе при подборе инвестора для участия в тендере. Этим занимается специальный Тендерный комитет, все условия его деятельности прозрачны, вся информация публикуется в прессе. После победы на аукционе город заключает инвестиционный контракте выигравшей стороной на реализацию проекта строительства гостиничного объекта, при этом оговариваются сроки и одновременно подписывается договор, в котором указаны условия аренды на период строительства и проектирования. После того как объект построен, город заключает с инвестором договор длительной аренды на 49 лет. Одним из условий, которое мы обговариваем с инвестором, – это непременное заключение контракта или договора о намерениях с признанной и хорошо известной мировой или российской управляющей компанией. К сожалению, у нас пока еще мало по– настоящему сложившихся российских гостиничных цепей. Сейчас на рынке появились и позиционируют себя в этом качестве свыше 15 компаний. Но активно действуют значительно меньше, среди них «Годно* парк», «Интурист Менеджмент Групп»».
– Предусмотрены ли какие-либо особые условия для гостиничных инвесторов?
– Тем. кто получил право на реализацию проекта строительства гостиничного объекта, предоставляются льготные условия. Они платят за право выкупа аренды земли на срок 49 лет 50%, а в течение первых грех лет эксплуатации объекта сохраняется такой же коэффициент на оплату и аренду земли.
– Как обстоят дала с налогами?
– Налоговое законодательство не позволяет региональным структурам регулировать налоговый процесс по своему усмотрению. Размеры налогов строго определены. Столичное правительство изыскивает другие возможности для стимулирования инвесторов, например, погашение процентов по кредиту за счет средств из городского бюджета.
– Столичное правительство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиции к строительству гостиниц?
– Сейчас нет никакой разницы, за чей счет возводить объекты гостиничной индустрии, иностранных инвесторов или отечественных, тем более что тендеры у нас открытые, для всех равные условия, Важно решить принципиальный вопрос гостиницы должны быть построены и сданы в эксплуатацию.
– Как вообще обстоят дела с финансированием гостиничного хозяйства?
– По итогам прошлого года в город были привлечены инвестиции, эквивалентные 25 млрд долл., из них около 20% в сферу гостиничной инфраструктуры.
– Высока ли стоимость гостиничного объекта?
– Ориентировочно приведенная стоимость одного номера в построенном пяти-звездном отеле может составить 250– 400 тыс. долларов. Но это цифры сугубо статистические. Вес зависит от намерений и замыслов инвестора.