Наши проекты

Ближний свет


Несмотря на изменения в индустрии деловых путешествий, такие как бурный рост рынка, новые экзотические направления, развитие сегмента инсентив-поездок, одно остается неизменным – в абсолютном большинстве случаев компании предпочитают проводить корпоративные мероприятия в Подмосковье. Почему так происходит и оправдывает ли Московская область ожидания корпоративных клиентов?

Время – деньги
Эксперты называют множество причин, почему именно Подмосковье привлекает клиентов. Пожалуй, самая главная и очевидная – простая логистика. Это актуально как для небольших московских компаний, отправляющихся на однодневный тренинг, так и для крупных предприятий с большим количеством филиалов по стране и головным офисом в Москве, собирающих сотрудников на ежегодную встречу.
На выбор направления влияет и цель мероприятия. «Если у вас одно-двухдневная конференция для сотрудников одного и того же региона или города, проще и разумнее провести ее, не покидая пределы этого региона, – говорит Светлана Смирнова, руководитель отдела MICE компании Travel Management Consulting. – Можно сэкономить деньги и время, а время иногда дороже денег». С ней согласен руководитель компании «Технология игр» Александр Старостин: «Мероприятие одного дня оптимально проводить в Подмосковье. Даже если брать недорогую и относительно близкую заграницу, ту же Турцию, например, то до нее как минимум восемь часов пути». На фактор дальности пути обращает внимание и Виктория Еременко, начальник отдела корпоративного обслуживания компании «Дельфин». По ее мнению, количество дней, которые можно потратить на поездку, – это основной фактор при выборе направления. «Подмосковье выбирают в тех случаях, когда нет времени ехать далеко. У нас много запросов на корпоративные поездки на уикенд, на сутки-двое. И даже за это время некоторые успевают съездить на работу в Москву» (см. ст. «Не нужен нам берег турецкий», «BT» ¹ 6, 2008 г., с. 5).
Если же конференция – это встреча региональных представителей, то выбирают или один из регионов, или нейтральное направление. В последнем случае чаще предпочитают безвизовые страны.
По мнению Светланы Смирновой, не стоит забывать о влиянии головных офисов. Во многих компаниях принято приезжать в страну или город, где расположена штаб-квартира или большая часть производства, иногда такие поездки рассматривают как поощрение для сотрудников из регионов.
При выборе направления учитывают трудности «технического» характера, связанные с выездом за границу, – необходимость оформления визы, отсутствие загранпаспортов у сотрудников, а зачастую и политику фирмы. «Некоторым компаниям не разрешено проводить выездные мероприятия, – говорит Юлия Даниленко, заместитель начальника отдела по организации мероприятий по внутренним направлениям компании Carlson Wagonlit Travel. – По сравнению с Москвой цены в Подмосковье значительно ниже. А по сравнению с вариантами в других городах России его предпочитают из-за простой логистики».
Однако выбор может быть мотивирован и психологически. Александр Старостин полагает, что зачастую заказчики консервативны, их пугает перспектива вывозить сотрудников в далекие российские города, тем более за границу. Юлия Даниленко отмечает, что часто клиенты хотят сменить атмосферу и ритм большого города на уединенность загородного пансионата.

Вопрос ребром
На животрепещущий вопрос, удастся ли компании существенно сэкономить, проводя конференцию в Подмосковье, однозначного ответа получить не удалось. Большинство экспертов считает, что экономия иллюзорна. Стоимость проживания в подмосковных четырех-пятизвездных отелях выше, чем в Турции и Европе, а сервис оставляет желать лучшего.
Получается, при планировании бюджета поездки экономия вроде как есть, а в процессе мероприятия ее «съедают» непредвиденные расходы. Вот мнение Светланы Смирновой из TMC: «Проведение конференции на 220 человек со скромным бюджетом в самом начале подготовки вылилось в достаточно серьезный бюджет в конце, так как очень часто отели требуют доплаты буквально за всё. Например, один из известных отелей Подмосковья просил входную плату с руководителей компании, которые приезжали для выступления на два часа. Входную плату взяли с водителей и охранников, о парковке и говорить не стоит. И это при том, что проживающие в отеле имеют право на бесплатную парковку и что из 220 участников только 30 приехали на машинах, а все остальные пользовались заказанным трансфером. Были еще доплаты за алкоголь и «жесткий» пробковый налог. Многие меня поймут. Мы проанализировали получившийся бюджет, и оказалось, что лучше было провести мероприятие в Турции в пятизвездном отеле, включая перелет».
Однако, возможно, скоро ситуация изменится, и связано это в первую очередь с переменами на рынке авиаперевозок, подорожанием топлива. Юлия Даниленко из Carlson Wagonlit Travel уверена, что, пользуясь услугами подмосковных пансионатов, можно существенно сэкономить, ведь всегда можно найти оптимальное соотношение цена/качество. «Если под недорогим выездом за границу понимать Турцию, то в последнее время это направление стало дорожать из-за увеличения цен на авиабилеты».

Здесь будет город-сад
В Подмосковье организуются самые различные мероприятия: тимбилдинг на один день или двух-трехдневные тренинги, масштабная конференция с использованием нескольких залов и развлекательной программой. В группе может быть от 10 до 300 человек.
На небольших мероприятиях проблем практически не возникает, а вот с массовыми дела обстоят хуже. Сотрудники агентств единодушны: в Московской области не хватает средств размещения для больших групп. «В Подмосковье плохо развита инфраструктура для больших конференций (150 и более участников): нет достаточного количества номеров разных категорий, не хватает конференц-залов и переговорных комнат, – говорит Светлана Смирнова из компании TMC. – Провести гала-ужин тоже бывает проблематично из-за отсутствия больших залов». Александр Старостин из «Технологии игр» отмечает, что если в сегменте небольших пансионатов все относительно благополучно, то отелей, способных разместить группу от 1000 человек и более, единицы. А необходимость в этом есть.
Причем нельзя сказать, что крупных средств размещения вообще нет. Они есть, но их так мало, что спрос сильно превышает предложение, а в результате никто не борется за клиента, что, естественно, плохо сказывается на качестве обслуживания. Отели, обладающие необходимыми ресурсами, не упускают шанса заработать, а сотрудникам агентств и заказчикам приходится мириться с плохим оборудованием в залах и отсутствием элементарных понятий о корпоративном обслуживании у гостиничных менеджеров.
Но не все так трагично, среди небольших отелей конкуренция сильнее. Менеджмент более лоялен, не так избалован вниманием клиентов, поэтому там совсем другой сервис при незначительной разнице в цене.
«Инфраструктура Подмосковья развивается все больше и больше, – считает Юлия Даниленко из компании CWT. – Конечно, все еще не хватает необходимого оборудования и помещений для конференций, но есть и очень достойные средства размещения. В последнее время клиенты часто выбирали пансионаты «Авантель Клаб Истра», «Царьград».
Александр Старостин из «Технологии игр» отметил такие места отдыха, как спортивный парк «Волен», пансионат «Истра Холидей», спортивно-развлекательный парк «Яхрома», а также спортивно-стрелковый парк «Лисья нора», предназначенный не для проживания, а исключительно для проведения корпоративных праздников. «Сейчас уже во многих гостиницах и пансионатах Подмосковья работает адекватный и лояльный корпоративным клиентам менеджмент, который оказывает нам всяческое содействие на месте. В этом смысле особенно хотелось бы отметить сотрудников гостиницы парка «Волен». Подводя итог, можно сказать, что, четко представляя цель мероприятия, в Подмосковье можно организовать практически любую встречу на довольно высоком уровне. Инфраструктура области развивается, а местные event-агентства могут построить «город-сад» практически на любом месте.

Тенденции
В последнее время увеличился интерес к Подмосковью как площадке для строительства новых объектов размещения. Загрузка в отелях и пансионатах стабильно высокая, в том числе за счет простых отдыхающих, так что регион, несомненно, инвестиционно привлекателен. Мы уже писали об одном из самых крупных проектов «Кемпински Березки Москва» (см. «BT» ¹ 9, 2008 г., с. 18), и он далеко не единственный.
Скорее всего, спрос на проведение мероприятий в Подмосковье будет стабилен. «Спада в этом направлении не ожидается. Учитывая все большее развитие сети пансионатов, уровня сервиса, инфраструктуры, я думаю, можно ожидать подъема либо по крайней мере стабильности», – считает Юлия Даниленко.
Что касается фактора сезонности, то он играет все меньшую роль, мероприятия проводятся регулярно на протяжении всего года. Светлана Смирнова отмечает, что летом и зимой заметен спрос на командообразующие мероприятия, а весной и осенью – на конференции. Ну а декабрь – это время корпоративных новогодних вечеринок, и места имеет смысл бронировать в конце лета.
Ирина Забровская, директор по коммуникациям агентства MaxiMICE ADV Group, отмечает, что исчезновение фактора сезонности – общая тенденция последних двух лет. «У нас появилось очень много летних групп, выбирающих Московскую область местом проведения мероприятия».
Таким образом, Подмосковье сохраняет лидирующие позиции в списке направлений деловых поездок. В крупных агентствах говорят, что 80–90% мероприятий от общего количества запланированных проводится в Москве и области. Есть надежда, что инфра-
структура расширится, а сервис станет более качественным. Для Подмосковья это очень выгодно, зачем же упускать прибыль? Когда появятся приличные бюджетные средства размещения для больших групп, это направление станет идеальным для корпоративных мероприятий: тренингов, встреч, новогодних праздников.

Анна ЮРЬЕВА