Наши проекты

Пришло время MICE


Об индустрии MICE в России стали говорить и спорить громко и много. Она постепенно превращается в факт нашей профессиональной и повседневной жизни, своеобразное и исключительно модное явление. Мы все чаще замечаем, что сам термин «MICE» перестает быть загадочным и непостижимым, каким он был совсем недавно.

Поговорим о терминах
А почему собственно мы вдруг так сразу переключились на индустрию MICE, а как быть с более известными и уже прижившимися в российской среде «деловым туризмом» или «business travel»? Не превращая свои рассуждения в академический лингвистический экскурс, давайте для начала разберемся с дефинициями, обозначающими индустрию поездок со служебными целями.

Безусловно, деловой туризм по роду и функциональным особенностям вполне и справедливо относится к категории туристских мероприятий. Но в русском словосочетании «деловой туризм» изначально заложено противоречие, ведь туризм – это, прежде всего, отдых. Он может быть и вполне «бездумным», и до предела содержательным, в частности научным, познавательным, духовным, экологическим.

Однако туризм в сознании противоположен делу. Более того, это сочетание в какой-то степени затеняет суть работы с нашими корпоративными клиентами, многие из которых не воспринимают термин «деловой туризм» именно из-за вышеупомянутого противоречия. В английском языке, чтобы оттенить эту противоположность делу нашли выход, предпочитая говорить business travel, а не business tourism. Поэтому стоит и нам рекомендовать использовать англоязычную кальку «бизнес трэвел» (business travel) вместо «деловой туризм», тем более что оба английских слова (business и travel) очень хорошо известны в туристической среде.

И о самом термине MICE и индустрии MICE (MICE Industry). Этот специальный термин и англоязычная аббревиатура (акроним) широко применяются в международной практике делового туризма для обозначения 4-х ключевых английских слов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включает первые буквы следующих слов: M – Meetings (встречи), I – Incentives (инсентив), С – Conferences (конференции), E – Exhibitions (выставки), обязательно во множественном числе. Понятие самой индустрии MICE складывается из 4-х составляющих индустрии делового туризма.

Причем, если быть совсем точными, термин MICE в основном используется корпоративными покупателями (corporate buyers). Определенная часть продавцов услуг (suppliers) предпочитают употреблять еще один общий родственный и более академический термин - встречи (Meetings), отсюда индустрия встреч (Meeting Industry). Поэтому, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями наравне можно использовать три термина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч.

MICE в цифрах
Несмотря на мировые катаклизмы индустрия MICE переживает бум. Этот динамичный рынок обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. финансового оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 г. доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз – до $2 трлн. в год.

В долевом соотношении общая структура деловых поездок имеет следующий вид: на индивидуальные командировки приходится – 71%, на участие в конгрессах и конференциях – 16%, на посещение выставок – 11%, на инсентив-туризм – около 2% от общего объема. Эксперты отмечают следующие тенденции развития вышеупомянутых составляющих MICE в ближайшем будущем:
- будут по-прежнему превалировать индивидуальные деловые поездки и их количество продолжит неуклонно расти,
- будет устойчиво повышаться спрос на посещение различных отраслевых выставок,
- будет отчетливо прослеживаться рост конгрессного туризма, в частности в России. При этом все более будут востребованы услуги по организации минивыставок, презентаций, а также семинаров и тренингов во время проведения конференций.
- достаточно бурными темпами будет развиваться сектор инсентив-туризма.
- будет сохраняться тенденция сокращения продолжительности деловых мероприятий до 2-3 дней и среднего количества участников.

Индустрия MICE – это детище Запада, прежде всего США и Великобритании. Сейчас деловой туризм активно развивается примерно в 140 странах. В настоящее время безусловными мировыми лидерами индустрии MICE по-прежнему являются США, Великобритания, Германия и Австралия. К мировым лидерам быстро приближаются ряд других стран Европы, а также Китай, Южная Корея, Индия, Таиланд, Япония, Бразилия, Мексика, Южная Африка и другие государства.

Очень важно, что зарубежные представители власти и специалисты не теряют время, не гнушаются учиться и перенимать передовой опыт, накопленный в индустрии MICE. Эти люди не изобретают свой «национальный велосипед», не раздумывают о целесообразности использования европейской модели или сочетания азиатской и европейской модели. Они просто берут все лучшее, накопленное в международном деловом туризме и смело применяют это лучшее на практике в своих странах.

При этом они всегда помнят об очевидном факте, что индустрия MICE по своей экономической природе, в силу своей внесезонности, прогнозируемости, плановости мероприятий, ориентации на клиента с высоким уровнем доходов очень выгодна стране, региону, городу.

Безусловно, многое в бизнесе, в том числе и деловом туризме, связано с интернационализацией и глобализацией основных сфер жизни общества. Информация и деньги стали глобальными. Наивно полагать, что Россия могла бы существовать вне складывающихся глобальных структур. Автаркия здесь губительна, да и практически невозможна. Россия является не только объектом глобализации, она остается и субъектом глобального мира.

Что нужно для успеха индустрии MICE?
Зарубежные эксперты индустрии MICE считают, что деловой туризм может правильно и бесперебойно функционировать, если реально существуют и «работают» следующие фундаментальные составляющие:
1. Профессиональные организаторы делового туризма
2. Специализированные печатные органы
3. Отраслевые конференции, ярмарки и выставки
4. Регулярная и объективная статистика
5. Целенаправленная совершенствующаяся подготовка кадров
6. Научно-практические исследования
7. Профессиональный понятийный аппарат

То есть вопросы наличия серьезного государственного подхода, стабильного действующего законодательства, отсутствия межведомственной разобщенности, скоординированности политики по продвижению делового туризма, функционирования отрасли в соответствии с международными стандартами и критериями в принципе вообще не обсуждаются: они подразумеваются как само собой разумеющееся.

Какова реалии российского делового туризма и в какое русло надо прежде всего направлять наши усилия? Что нам особенно затрудняет работу в сфере индустрии MICE, что не находит понимания у наших иностранных коллег и порой вызывает у них неподдельное удивление?
1. Отсутствие государственного национального «лидера», самостоятельной национальной туристической организации, сильного отраслевого федерального ведомства по управлению, контролю и стимулированию туризма в целом и департамента по деловому туризму при данном ведомстве. Туризм и деловой туризм должны занимать достойное место в структуре управления государством.
Увы, еще многие воспринимают деловой туризм и туризм в целом как должное, поэтому в государственных программах он вообще отсутствует. Часто удивляет позиция наших властей, характеризуемая фразой «посмотрим, как пойдут дела». Такая работа не имеет никаких шансов на успех. К сожалению, еще существует стереотип о том, что деловой туризм – это лишь обслуживание деловых поездок и мероприятий. Поэтому и не желают выделять деловой туризм, «прописать» его в законодательстве.
2. Отсутствие тесного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях между органами власти и профессионалами отрасли. Чтобы сделать российский деловой туризм конкурентоспособным на мировом уровне, такое взаимодействие крайне необходимо.
Очень важно создавать профессиональные городские или региональные структуры, которые берут на себя всю практическую сторону организации встреч. Здесь одной из ключевых фигур являются Конвеншн и Визит Бюро (CVB). Это очень важные элементы для города и региона, которые представляют и продвигают их, с целью предоставления услуг туристам, приезжающим в данный город или местность с деловой целью или для отдыха.
3. Отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа России для развития въездного туризма. Не случайно утверждают, что «имидж – это большие деньги, имидж – это больше, чем деньги». Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме.
Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий.
4. Отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях подготовки кадров. По-прежнему наши специализированные институты туризма предпочитают выпускать «работников широкого профиля».
В западных странах уже давно поняли, что деловой туризм – это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, это профессиональный консалтинг и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать особенные специалисты-профессионалы, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в специфике ведения бизнеса, потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий, протоколе и многом другом.
5. Отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии MICE. Выставка – это инструмент продвижения бизнеса. В России существует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую мы используем не более 5-10% возможностей, которые дают нам выставки MICE.

Во всем мире индустрия MICE превращается в большой бизнес. Для России крайне важна современная конкретная практическая государственная программа поэтапного развития и стимулирования российского туризма, в том числе делового туризма. Активное содействие развитию делового туризма необходимо именно с учетом его места и перспективности в экономике и характера самой индустрии туризма.

Развитие делового туризма на базе новейших информационных технологий, последних мировых достижений в этой отрасли может стать одним из эффективных ресурсов развития отечественных компаний и их интеграции в мировой экономический процесс. Грамотное освоение этого ресурса позволит уже в ближайшее время получить заметную отдачу для всей экономики страны.

Юрий САРАПКИН,
исполнительный вице-президент RBTA