Наши проекты

Строим отель


Интегрированное управление конференц-залом — роскошь или необходимость?

Любой технически сложный проект, а оснащение конференц-зала, безусловно, относится к таковому, — это всегда компромисс между функциональностью решения и его стоимостью. Один из ключевых моментов проекта — выбор системы управления. Надо ли тратить деньги на интеграцию аудио- и видеосистем или ограничиться стандартным набором пультов, поставляемых в комплекте с оборудованием?

С каждым годом уровень запросов пользователей растет, поэтому базовый набор аудиовизуальных систем для залов постоянно расширяется. «Установка систем протоколирования и трансляции мероприятий, подготовка точек подключения дополнительных дисплеев для президиума, оснащение отдельной зоны операторов все чаще фигурируют в запросах на проектирование даже у заказчиков среднего уровня», — отмечает Владимир Иванов, начальник департамента комплексных решений компании «ДеЛайт 2000». В аудиовизуальном комплексе конференц-зала можно выделить четыре основные системы: визуализация, звуковое сопровождение, коммутация и управление. К последней иногда подключают освещение и кондиционирование, чтобы операторы могли настраивать параметры всех устройств из одного «командного» центра. Как правило, компьютерные данные и видеозаписи проецируются на большой экран. Дополнительные дисплеи (проекционные экраны, ЖК или плазменные панели) могут дублировать информацию с него или отображать справочные данные. Звуковая аппаратура обеспечивает качественное воспроизведение речи с микрофонов и аудиосигналов от различных источников. В конференц-залах «максимальной комплектации» используется двойная аудиосистема, состоящая из контура public address для работы с микрофонами и озвучивания обычных записей, и аппаратуры, поддерживающей стандарты Dolby Digital, DTS и т. д. Звуковое оборудование стоит дорого, поэтому аудиооснащению следует уделить особое внимание, ведь надо не только быстро окупить затраты, но и обеспечить хорошее качество звука. В конференц-зале желательно иметь весь арсенал устройств для воспроизведения данных с любых носителей: DVD, VHS, HDD, flash, бумажных копий. Для быстрого и удобного подключения внешних источников сигналов (ноутбуков, видеокамеры, DVD-плеера, дополнительных микрофонов и т. д.) понадобятся коммутационные панели — встроенные пластины или лючки с набором разъемов. Их можно встраивать в стены, колонны, трибуну докладчика, стол президиума, пол — везде, где нужно. Чем больше устройств, тем сложнее их коммутация. Расчет и выбор схем соединения устройств и сценариев передачи сигналов — один из важнейших этапов проектирования. Именно система коммутации отвечает за качество и правильность трансляции видео- и звуковой информации, определяет удобство использования, возможности расширения и модернизации всего аудиовизуального комплекса.

Самый простой вариант оснащения любого помещения — мобильный презентационный комплект, который устанавливают за 15 минут, и тогда презентацию можно провести в зале, холле или в еще каком-либо помещении. Он состоит из портативного проектора, переносного экрана, ноутбука, аудиосистемы и набора соединительных кабелей. В аудиосистеме есть устройство обработки и усиления звука, активные колонки и набор радиомикрофонов; в собранном виде все это умещается в компактный чемодан с ручкой. Проектор и ноутбук можно разместить на специальном проекционном столике с полочками. В системе коммутации мобильного комплекта всего несколько проводов, а для настройки изображения и управления достаточно пульта проектора или кнопок на его корпусе, благо они всегда под рукой, если пульт куда-то запропастился. Мобильный комплект может выручить, если надо эпизодически проводить небольшие презентации в различных помещениях, однако для серьезных мероприятий требуется надежное и комплексное решение. Как только возникает идея стационарно разместить проектор, колонки и другие устройства, система коммутации сразу усложняется. Приходится устанавливать коммутационные панели, чтобы для подключения новых устройств не надо было каждый раз лезть под потолок к проектору, добавлять различные усилители, концентраторы, разветвители, переключатели и другое коммутационное оборудование. К тому же вся техника и кабели должны быть расположены как можно незаметнее. Систему управления всегда выбирают вместе с системой коммутации, ориентируясь на удобство работы пользователей, т. е. простоту настройки систем и легкость управления ими во время мероприятия. В идеале следует предусмотреть максимально возможное количество сценариев использования оборудования и установить наглядную и интуитивно понятную сенсорную панель, чтобы, например, переключение между источниками сигнала не вызывало никаких затруднений даже у человека, который видит ее впервые.

Удобство можно оценить количеством действий, которое докладчик или оператор должен затратить для получения конечного результата. Устройствами управления могут быть стандартные пульты, поставляемые в комплекте с оборудованием, универсальные кнопочные или сенсорные пульты (вторые, естественно, дороже, но предпочтительнее), кнопочные или сенсорные встраиваемые панели, ноутбуки или стационарные ПК операторов со специальным программным обеспечением. Отказ от стандартных пультов продиктован необходимостью всегда иметь их под рукой и помнить значение многочисленных кнопок, а также невозможностью организовать сценарии работы. Универсальные сенсорные пульты и встроенные панели лишены этих недостатков. Кнопочные пульты и панели используются реже, как правило, в небольших залах с достаточно простым набором устройств. Пульты и панели являются пользовательскими терминалами интегрированной системы управления, которая объединяет все устройства в один комплекс. С ее помощью можно управлять различными системами из одного источника и выполнять сложные сценарии работы устройств одним касанием. Сценарии могут быть самыми разнообразными, например, после нажатия на кнопку «DVD» проектор и DVD-плеер автоматически включатся, на проектор поступит сигнал с плеера, моторизованный экран опустится, а освещение в зоне экрана уменьшится. Применяя интегрированные системы управления, можно комфортно взаимодействовать с неограниченным количеством устройств и систем: дисплеями отображения информации, видеокамерами трансляции и протоколирования, звуковым оборудованием, конгресс-системами, разнообразными источниками сигналов, освещением, кондиционированием, жалюзи на окнах и т. д. В больших залах в качестве терминала наряду с панелями и пультами могут также использоваться ноутбук или ПК, где управление осуществляется мышкой.

В одном зале могут одновременно функционировать несколько терминалов управления. Например, в дополнение к ПК оператора устанавливают небольшую панель на трибуне докладчика с ограниченным набором возможностей, относящихся только к демонстрации презентации. Несколько панелей понадобятся, если конференц-зал трансформирируют. В этом случае их размещают в каждом малом зале; в режиме объединенного зала управлять оборудованием можно с любой из них, так как при установке специального датчика переключение между режимами работы произойдет автоматически. Аналогично можно настроить все системы, когда два соседних зала объединяют в один с общей системой управления.

Залы-трансформеры считаются сегодня самым оптимальным решением для конференц-зоны. Благодаря сложной системе коммутации и интуитивно понятному управлению они максимально универсальны и предельно просты в эксплуатации. В них можно организовывать на достойном техническом уровне мероприятия различных форматов (обучающие семинары, презентации, партнерские конференции, собрания акционеров и т. д.) с минимальными затратами на настройку систем и оборудования.

Интерфейс управления интегрированной системой программируется индивидуально для каждого проекта с учетом особенностей конкретного зала, широко используются меню с цветными пиктограммами, символами и текстовыми подсказками. Например, если к системе подключено управление освещением, то в соответствующем разделе оператор видит на экране план зала с разбивкой на световые зоны и, для того чтобы включить или выключить лампы, щелкает мышью по изображению нужной зоны. В разделе управления видеоисточниками воспроизводятся основные кнопки обычного пульта, а источник сигнала для отображения на любом проекторе выбирается из списка пиктограмм. В условиях сложного сценария изменения параметров звукового оборудования пользователю надо всего лишь нажать на одну или две кнопки.

«Управлять видео- и аудиотехникой с помощью централизованной системы намного проще, чем пользуясь стандартными устройствами управления, поставляемыми в комплекте с оборудованием. Не надо искать многочисленные пульты, включение-выключение устройств и переключение между источниками сигнала осуществляется одним нажатием кнопки. Интерфейс управления имеет лишь те функции, которые необходимы непосредственно для проведения мероприятия. Пользователю не надо задумываться, как происходит коммутация сигналов, достаточно указать источник и выбрать дисплей, система сама мгновенно подаст на него нужное изображение», — поясняет Владимир Иванов. Специфика конференц-зала предполагает достаточно жесткий режим эксплуатации оборудования, поэтому следует уделять повышенное внимание надежности всех компонентов, чтобы снизить вероятность поломок и технических накладок. Даже при ограниченном бюджете лучше выбрать более качественные решения, а в проект заложить возможность модернизации. Имея грамотно спроектированные системы управления и коммутации, можно в перспективе наращивать функциональность зала без серьезных дополнительных вложений, добавляя, например, если надо, услуги видеоконференц-связи, протоколирования, синхронного перевода и т. д. Для сокращения начальных расходов целесообразнее приобрести мобильные варианты таких систем и устанавливать их только на время мероприятий. Другой вариант — арендовать оборудование. Выбор конкретного решения зависит от многих факторов, однако в любом случае все вопросы размещения устройств в зале, коммутации и управления должны быть продуманы заранее.

«Стоимость интегрированной системы управления во многом зависит от выбора интерфейса управления и может доходить до 20% бюджета всего проекта. Однако экономия начинается сразу после начала эксплуатации, эффект от ее внедрения будет виден с самого первого мероприятия. В итоге речь идет об имидже гостиницы как поставщика качественных конференц-услуг, а это дорогого стоит!» — уверен Владимир Иванов.

Компания «ДеЛайт 2000» уже много лет занимается проектами технического оборудования различных помещений для проведения конференц-мероприятий. Один из самых интересных в сфере HoReCa — комплексное оснащение пяти конференц-залов гостиницы «Измайлово Гамма-Дельта» аудиовизуальными системами с широкими возможностями управления. Интегрированное управление всеми устройствами осуществляется по локальной сети из аппаратной комнаты или из любой точки зала, имеющей вход в сеть. Для удобства эксплуатации комплекса предусмотрены различные уровни доступа. Операторы с помощью пультов и панелей управляют всем оборудованием, а докладчик только презентационной техникой и освещением.